Производство и доставка бетона в Чехове
все для монолитного строительства

круглосуточно

Швы при бетонировании

Наибольшую монолитность конструкции обеспечивает беспрерывная заливка бетона, что возможно только при малых объемах строительства. При возведении значительных объектов перерывы в бетонировании приводят к появлению стыков между залитыми партиями смеси. Соблюдение технологии по выполнению швов позволяет защитить застройку от разрушения при длительной эксплуатации.  

Основные виды швов при бетонировании

Стыки в бетонных конструкциях требуют соблюдения СНиП 3.03.01-87, где в П.2.13 даны нормы и рекомендации по устройству соединительных швов. Во время бетонирования могут возникнуть потребности в различных способах объединения участков монолита. Выбор метода зависит от характеристик возводимого объекта и места расположения стыков.

Соединительные швы при бетонировании бывают следующих видов:

  • рабочие (холодные, строительные): между схватившимся и свежим бетоном, залитыми в опалубку или ж/б конструкцию;
  • усадочные: позволяют снять напряжение при неравномерном высыхании стяжки, выполняются делением поверхности на небольшие по площади квадраты; 
  • компенсационные: предохраняют заливку от теплового расширения и прочих внешних воздействий, могущих привести к трещинам.

Технологии создания рабочих и деформационных швов в каждом случае различны и строго регламентированы. Места расположения стыков, особенно при заливке несущих конструкций, отражаются в проектной документации. Шов не должен снижать показатели по гидроизоляции, жесткости или прочности конструкции. 

Рабочие швы бетонирования

При стандартной схеме бетонирования все последующие слои укладываются в горизонтальной плоскости после набора прочности предыдущим слоем. Период схватывания бывает различен и зависит от погодных условий, параметров бетона и заливаемой конструкции. Плоскость стыка между затвердевшим и свежим бетоном является наиболее ослабленным местом и может влиять на конструктивную прочность объекта.

При проведении соединительных работ следует учитывать положения СП 70.13330.2012, в том числе:

  • если бетон успел схватиться, то только после достижения им прочности 1,5 МПа (150 кгс/см2) можно заливать последующий слой; 
  • поверхность застывшего слоя тщательно очищается от мусора, цементных пленок (вручную или с помощью пескоструйных машин); 
  • в ответственных местах для увеличения сцепления рекомендуется применять клеи, битум или грунтовки;
  • на зону соединения укладывается арматурная сетка или оцинкованные шпонки для лучшего сцепления двух поверхностей.

Расположение стыка должно быть перпендикулярно оси бетонируемых элементов (балок, колонн, плит перекрытия). Оптимальным вариантом нахождения шва является место нулевой поперечной силы монолита. Существует методика расчета, которая позволяет вычислить приемлемое место стыка. Посредством специальных формул вычисляется эпюра поперечных сил, то есть распределение нагрузки, и выбирается место, где напряжение минимально.

Следует учесть, что располагаться рабочие швы могут не только в горизонтальной, но и вертикальной поверхности. На чертежах рабочие швы изображаются пунктиром, используется пояснительная сноска. Изменение расположения швов не допускается, соединение должно выполняться с учетом проведенных инженерных расчетов.

Усадочные швы

Заливка в виде толстого слоя бетона сохнет неравномерно и не сразу по всей площади. Верхний слой усаживается сильнее и быстрее, возникает деформация стяжки. Если заливку большой площади поделить на равнозначные элементы, то растрескивания не произойдет или расширение будет выполнено по намеченным граням.

Правила создания усадочных швов:

  • карта (ограниченный швами фрагмент) выполняется со сторонами в соотношении до 1:1,5;
  • линии швов выполняются прямыми, что помогает получить трещину по разметке;
  • для внутренних площадей максимальный размер деления на карты составляет 6х6 м;
  • уличные покрытия требуют более частой разметки, максимальное расстояние между швами должно составлять 3х3 м.

Основным требованием при создании усадочных швов является глубина стыков: 1/3-1/4 от толщины бетонной заливки.

Компенсационные швы

Данные швы помогают избавиться от отрицательного воздействия внешней среды. Швы полностью рассекают монолит, в том числе и армирование, создают независимые участки бетонной заливки.

Компенсационные (термо) швы необходимы при создании следующих конструкций:

  • при длине ж/б изделий свыше 50 м;
  • по периметру бетонного пола, чтобы не дать стенам и фундаменту при усадке привести к растрескиванию основания;
  • вокруг колонн, опора которых выполнена из грунта или отсыпки.

Ширина швов должна составлять не менее 6 мм, что оптимально при температурном расширении бетона. Что касается колонн, то швы могут иметь различную форму (круглые или квадратные). Созданные полости заполняются герметиком или изоляционным составом. Усадочные и компенсационные швы создаются методом закладки (досками, рейками) или резки болгаркой с абразивным или алмазным кругом.

Требования СНиП по швам бетонирования

Основное требование СНиП 3.03.01-87 заключается в том, чтобы швы не становились местом концентрации напряжения.

Когда и где возможно устраивать швы:

  • для балок значительного размера в пределах средней трети длины; 
  • для соединенных с плитами балок стыки выполняют на расстоянии 20-30 мм от поверхности плиты;
  • при возведении колонн стыки возможны только на отметке нижних капителей, прогонов или фундамента;
  • при заливке плоских плит шов возможен в любой точке, параллельно меньшей стороне плиты;
  • в случае ребристых перекрытий швы располагаются вдоль второстепенных балок; 
  • для уникальных конструкций швы должны располагаться в соответствии с проектной документацией.

При соблюдении технического регламента рабочие и деформационные швы не снижают прочность и качество монолита. Если стык организован в правильно выбранном месте и грамотно забетонирован, то во время эксплуатации не возникнет протечек, мостиков холода и не снизятся характеристики бетона.

Возврат к списку